Карьера российского актера Олега Тактарова началась, как ни странно, в Голливуде. В российском прокате давно идут фильмы с его участием, он играл на одной съемочной площадке с Николосом Кейджем и Робертом Де Ниро, но в России Тактаров начал работать сравнительно недавно - в 2005 году. Вполне естественно, что опыт работы в Америке заставляет Тактарова видеть те нюансы, с которыми сталкиваются наши актеры на каждом шагу. Специфика работы в России и в Голливуде, требования, установки, отношения – каждая тема вызывает сравнение.

О том, с какими проблемами пришлось столкнуться на съемочных площадках Америки и России рассказывает Олег Тактаров.

 

Кастинг

Недавно я проходил кастинг на роль в фильме, где играет Роберт Де Ниро. Проводила отбор русская женщина, которая прекрасно знает все требования как американской, так и российской киноиндустрии. В России кастинг часто превращается в «театр одного актера»: все машут руками, пытаются что-то изобразить. Я видел своими глазами, как реагировал Де Ниро на подобную «игру» – человек делает первое движение, и он отрицательно качает головой. В России сейчас многие не играют, а именно гримасничают. Еще раз подчеркну «сейчас», актеры 50-70 годов были просто близки к совершенству.

В Америке же ценится минимализм. Да, где-то допустимы и гримасы, но исключительно в пародиях и комедиях - в серьезном кино другие требования. 

 

Импровизация

Начнем с того, что одним актерам можно давать импровизировать, а другим нет. Я всегда гордился тем, что у меня была куча находок импровизационного плана, и режиссеры с удовольствием принимали мои предложения. В результате мой герой становился намного интереснее, нежели изначально был в сценарии. Достаточно часто случается так, что с моим приходом на картину первоначальные имена героев меняются на европейские. Яркий пример - фильм «15 минут славы», где изменили имя, национальность, поведение, даже одежду героя. Сначала это был Клаус Новак, а потом стал Олег Разгулов. Клаус должен был быть чуть ли не два метра, а Олег стал таким как я – метр восемьдесят. Но самое интересное то, что время пребывания моего героя на экране вдруг увеличилось в три раза. Мне даже разрешили импровизировать, и после монтажа все это осталось. Конечно, далеко не каждый режиссер позволит актеру импровизацию, и если ты хочешь внести в образ героя какие-то изменения, в большинстве случаев все равно все зависит исключительно от тебя – найдешь ты подход к режиссеру или нет. 

Работая в фильме «Роллербол» я понял, что Джон МакТирнан полное подобие нашего «советского генерала» - он, может, и хотел бы дать мне свободу, но тогда значительно пошатнулся бы созданный им ореол общей непререкаемости. На съемке сцены он все пошагово проговаривал каждому актеру, как и что тот должен делать, а, подойдя ко мне, сказал с неким сарказмом: «А что наш великолепный Олег будет делать?». Все засмеялись, но я понял, что он мне дает некоторую свободу действия. И я начал говорить о том, что считал правильным и нужным, но произносил все так, как будто это была идея самого МакТирнана: «А помните, вы говорили, что нужно сделать вот так и так, давайте на этом и остановимся…». В результате сцена принималась, все были рады и довольны, и ничье самолюбие не было ущемлено. У режиссера фильма «Плохие парни – 2» Майкла Бэя все очень четко - Мартин Лоуренс и Уилл Смитт еще могут позволить себе какую-то минимальную импровизацию, а все остальные строго следуют командам режиссера. В этом случае уже бесполезно что-либо доказывать. У Спилберга тоже особо не поимпровизируешь - он снимает фильм чуть ли не за месяц, и не приемлет ничего лишнего на площадке - у него заранее все четко спланировано. Так что режиссер режиссеру рознь - у каждого свои установки.

Но если говорить о России, то мы все чаще и чаще сталкиваемся с ситуацией, когда люди далекие от кино начинают что-то снимать, задействуются в качестве продюсера, а порой и режиссера. Это, несомненно, отражается и на качестве фильма. Режиссер должен направлять актера, и в тоже время видеть индивидуальность, максимально использовать его наработки.  Мне было очень приятно работать на съемках сериала «Охота на изюбря». Между мной и режиссером Абаем Карпыковым сразу установилось полное взаимопонимание. Он увидел мои индивидуальные ценности, и уже ориентируясь на них, что-то подсказывал, говорил о том, что ему нужно от этой сцены. Но подобное скорее исключение из общих правил. Пока больше тех, кто «все знает», «все умеет», а от актера требует полнейшего повиновения и отсутствия своей точки зрения, вне зависимости от его профессионализма.

 

Проблемы российского кинематографа

 

Если говорить о тех проблемах, с которыми я столкнулся как актер, то в первую очередь это перенос или отмена съемок. За исключением фильмов «Мужской сезон. Бархатная революция», «Охота на изюбря» и «Грехи отцов», у меня не было ни одного фильма, который не был бы перенесен или временно отменен. Я понимаю, что причина, как правило, в финансовых проблемах или в замене режиссера, но в этот момент актер себя чувствует каким-то ненужным клочком бумажки, подверженным каждому порыву ветра. Это жутко выбивает из процесса. Если говорить о Голливуде, то я не помню, чтобы там хоть раз перенесли съемки.

    Еще один аспект, который работает не в пользу продукта - частая смена режиссеров. На сериале «Грехи отцов» было пять или шесть режиссеров, поэтому сцены получались разные и по настроению, и по сюжетной линии. Вообще, когда ты работаешь с одним режиссером, через пару недель ты уже точно знаешь, чего от тебя ждут. Все эти бесконечные замены режиссеров на съемках «мыльных опер» отражаются не только на игре актера, но и на качестве самого фильма.

Если говорить о каких-то производственных накладках, то иногда, совершенно внезапно, они «работают» на образ твоего героя. В фильме «Мужской сезон. Бархатная революция» у меня на лице читаются все те условия, которые меня окружали во время съемок. Мой герой выходит из камеры предварительного заключения, и вполне естественно, что у него раздраженная недовольная физиономия. У меня же она была раздраженно-усталая еще и потому, что из четырнадцати часов съемок я провел на ногах двенадцать часов - просто не смог найти стула, чтобы присесть. Мы снимали сцену на заводе, первый день был очень напряженный, и про меня все просто забыли. Зато на экране все эмоции на лице моего героя выглядят очень правдиво.

 

Работа каскадера.

Хотя это и не моя профессия, но у меня есть некоторый опыт постановки и выполнения трюков. Сцену убийства героя Роберта Де Ниро в фильме «15 минут славы» по большому счету ставил я. То, что было предложено профессиональными каскадерами, Де Ниро не понравилось - все выглядело уж очень напыщенно и неестественно. По выражению моего лица Роберт увидел, что я прекрасно знаю, что нужно делать. И очень тактично, чтобы никого не обидеть, он спросил: «А ты что думаешь?». Шаг за шагом, в течение двух суток, мы обсуждали эту сцену. Она получилась не по киношному грязной, но при этом очень естественной. За эту сцену ребята-каскадеры в 2001 году получили премию.

Если говорить о моем профессиональном спортивном опыте, то, как ни странно, ни в одном боевике мне еще не приходилось воспользоваться навыками «боев без правил». Сейчас есть несколько предложений войти в проект лидирующим актером, с надеждой на то, что в результате будут правильно сняты сцены боев.

Спортивная подготовка очень помогла мне в фильме «Роллербол». Джон МакТирнан считал, что трюки в моем исполнении выглядят более качественно, и настоял, чтобы все выполнял я. Дело в том, что каскадеры порой делают много ненужных движений и сцена теряет свою колоритность. Но этот «спортивный колорит» едва не стоил мне переломанных костей и смещенных позвоночных дисков. Заранее ты даже представить себе не можешь, как пройдет трюк. Тебя на скорости пятьдесят километров в час везут к трамплину, потом ты летишь в воздухе и врезаешься в человека. На самом деле, хорошего мало, но в результате сцена получилась просто отличной.

Бывают моменты, когда дублер просто необходим, прежде всего, из-за неоправданности «жертвоприношения». У меня была сцена, где я должен был бежать босиком через Тайм-сквер в Нью-Йорке. После очередной пробежки у меня начала слезать кожа и я понял, что в следующий раз точно побежит дублер.

Если говорить о безопасности, то в Голливуде во время съемок все очень безопасно – на каждом шагу тебя опекают и предостерегают: «Не вздумай сделать шаг вправо, не двигайся влево». В результате получается больше болтовни, а подобная опека порой переходит все мыслимые границы.

Вообще в случае выполнения актером определенных трюков, к заключенному контракту определенное оформляется приложение. Плюс обязательное страхование. В случае травмы тебе ежемесячно выплачивается определенная сумма, которая зависит от твоей зарплаты. У меня был случай, когда я порвал связки, и весь период пока я был нетрудоспособен, мне выплачивали две тысячи семьсот долларов.

Россия же частенько отличается шаловливыми каскадерскими игрищами. На кинофильме «Мужской сезон. Бархатная революция» мы с Игорем Жижикиным убегали с места происшествия, и мимо нас должна была проехать машина. Для камеры было совершенно не важно где она проедет, но каскадеры решили, что будет гораздо интереснее, если она проедет вплотную. Мы с Игорем были зажаты между стеной и этой махиной. После съемки сцены из машины выскочил совершенно счастливый каскадер: «Круто было, круто?» - мне захотелось его убить.

Хорошо, что со временем мы уходим от пренебрежительного отношения к страховкам и понимаем всю нелепость неоправданного риска. Когда фильм склеивают, получается, что один летел, чуть ли не вниз головой с восьмого этажа, а второй постепенно на тросах спускался со второго.  Когда все сняли и смонтировали, результат получился одинаковый. Но это хорошо понимают каскадеры с опытом, а начинающие нередко рассуждают так: «Упасть со стула? А может лучше вниз головой со второго этажа?». Когда после подобного трюка интересуются их состоянием, в ответ слышится одна бравада: «Нет, все прекрасно, я не ушибся! Все замечательно!». Подобное «замечательно» может закончиться в результате инвалидным креслом.

 

Об актерском профессионализме

 

В киносериале «Грехи отцов» гениально сыграл замечательный актер Владимир Стеклов. Я был просто поражен, с каким мастерством работал Владимир - он очень интересно смотрелся во всех этих пафосных сценках. Вначале я думал, что «мыльная опера» его амплуа, где он может все. Но после просмотра фильма «Криминальный квартет» мое мнение изменилось в корне. Стеклов работал фактически без грима, не делал ничего лишнего, просто жил ролью и привлекал все внимание зрителя. Такая разница жанров подчеркивает то, насколько широкое амплуа этого актера. Да, может быть, данный актер по американским меркам не обладает должным пиаром, но мне кажется, что без работы он точно не останется - такого актера не возможно оставить без внимания.

    Из актеров Голливуда я бы отдельно отметил Роберта Де Ниро. Его отличительная черта – искреннее желание помочь, с ним очень легко работать. Мне видимо просто повезло, я стал в полной мере восхищаться Робертом Де Ниро и действительно оценил его как великого актера уже после нашего знакомства. До этого я относился к нему с большим уважением, но без того сумасшедшего восхищения, от которого может кружиться голова. Я говорю о том священном ступоре, который испытываешь перед действительно великим актером. Аль Пачино на съемках сцены «Крестного отца» (когда он должен был войти в комнату, где лежал Марлон Брандо), просто не мог сдвинуться с места - «это же Брандо!». Не исключаю того, что нечто подобное у меня может возникнуть сейчас по отношению к Роберту Де Ниро. Как-то я вслух размышлял о роли, о том, как мой персонаж должен реагировать на какую-то ситуацию. Продумываю все до мелочей, чтобы роль стала ярче и интересней. И когда я что-то сказал, что Де Ниро показалось очень точным и правильным, он тихо одобрил - шепотом, чтобы кроме меня никто ничего не услышал. Очень тактичный человек! Перед съемкой одной из сцен Де Ниро попросили как-то очень нелепо упасть, я очень тихо произнес, что так не падают, что люди в подобных случаях обычно как-то группируются. Он прошептал: «Да, я знаю, но они просят меня…». Было очень необычно слышать подобные слова – гений, а безропотно соглашается с мнением режиссера.

Я думаю, что я ничего не смог бы сделать, если бы мне на первом этапе моей карьеры в Америке, дали работать со Стивеном Сигалом. Был бы просто ступор, но это раньше…. В феврале этого года мне была предложена одна из ведущих ролей в фильме, где в главной роли должен был играть Сигал – я отказался. Вот так меняются приоритеты.

Бывает очень сложно найти контакт с непонятными выскочками из второразрядных кинофильмов. Ты понимаешь, что если уж ты взялся сниматься, то нужно сделать все достойно, но очень сложно порой скрыть собственное раздражение. А должен, ведь ты играешь его друга. И чем ниже уровень актера, тем больше возникает проблем – Великим не нужно ничего доказывать и они, как правило, очень спокойные и приятные люди. В России или Америке, роли не играет.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz